На поверхности дуют хладные ветры ядерной зимы, в мертвом уже много лет городе обитают орды монстров. Человеческий мир съежился до размеров московской подземки, но и она досталась людям лишь отчасти. Годами выжившие укрываются от враждебного мира в тоннелях и на станциях. Они существуют назло радиации, кровожадным тварям, что ежечасно пытаются прорваться сквозь кордоны; назло войне, уничтожившей цивилизацию. Смертельная ирония — под многометровой толщей, в единственном убежище подчас страшнее и опаснее, чем снаружи. Годы без обслуживания и ремонта, череда техногенных катастроф и прочие факторы превратили некогда известные и уютные тоннели в лабиринт ужаса. В Зоне отчуждения и то безопасней. Тут неосторожный шаг — гибель. Либо газа надышишься, либо в кислотно-радиоактивную жижу попадешь, либо в нору плотоядной твари. Еще рассказывают, что во тьме живут призраки. Иные путники говорят, что видели свет там, где все давно потухло или разбито, а совсем недавно начались разговоры о каких-то Черных…
Люди с древних времен боятся темноты. Неизвестность означает, что за границей света может происходить любая чертовщина. Там, в пронзительной черноте, коварно ждут своего часа все страхи. Они терпеливо замерли, они наготове, они ждут человека с воображением-ключом к их миру. Он вдруг на секунду усомнится, что во мраке действительно никого нет — и дверь распахивается настежь…
Еще на рассвете истории первобытные люди замирали от ужаса по ночам в своих пещерах, представляя, что за пределами их укрытия собрались сотни и тысячи кровожадных существ, чтобы полакомиться их вкусными органами. Прошло много лет, мы слетали в космос, опустились на дно Марианской впадины, научились передавать Интернет по воздуху, а в эклеры теперь кладут крема в два раза больше, чем теста. В наш технологический век человек, казалось бы, может все — в том числе и расколоть планету пополам, если понадобится. Но! Посадите кого угодно в темный коридор, добавьте немного непонятности и неизвестности (к примеру, отдаленный детский плач из ниоткуда)… Будьте уверены, его охватит паника. Вопрос силы воли и всего такого даже не поднимаю — справляются с этим все по-разному. Факт — боязнь неизвестности, когда она так близко, есть у всех. И мы сами усиливаем ее, представляя возможные (а зачастую вообще невозможные) ситуации. Источнику (игре в нашем случае) даже не нужно передавать эмоции в точности — они и так есть в каждом. Нужно лишь дать более или менее натуральную неизвестность…
Наша жизнь в шкуре героя начинается резко, рывком. Непонятный мир тянет к исследованиям. Полумрак комнатушки. Фонарь и масляная лампа даже вместе не дают достаточно света. Два круга вырывают из лап тьмы дай бог пятую часть помещения. В углу старая гитара, на столе стопка потертых книг, а на стенах — фотографии. Города, люди, дома, улицы… На память от сгинувшего мира. Здесь все на память. Ничего уже не вернуть.
Минуты хватает, чтобы понять — на станциях всегда шумно. Дня или ночи нет. Круглосуточно станция обороняется от монстров, круглосуточно горит тусклое, бедное освещение. Кто-то спит, кто-то стонет от ран, кто-то медленно умирает от голода. Кто-то копошится в темноте, а кто-то там же испустил дух. О нем никто не узнает, мрак умело скрывает все. Отчаявшиеся матери прижимают к себе плачущих детей. Бетонные лабиринты бесчисленное количество раз отражают эти послания тоски и грусти. Они доносятся до каждого жителя… и все понимают, что выхода — нет.
Люди — социальные существа. Общность (не стадность) настолько в нашей крови, что зов к общению и совместному чему-то уже веками гуляет по планете. В основном в творчестве. Человек боится остаться один. Не надо объяснять, я думаю, что перед лицом опасности хочется хоть намека на прикрытие, руку помощи, пусть и не доброе, но слово. Перемешаем все это с предыдущей главой. Тщательно.
Тьма. Обширное, но меж тем замкнутое пространство. Оно одновременно и знакомо, привычно, и в корне отличается от всего, что мы знаем. Ну, кто из нас боится тоннеля метро? Но стоит немного дополнить картину — создать историю — и все меняется. Лучик света разрезает мрак. Где-то в отдалении мы слышим шорохи, откуда-то с клацаньем падают маленькие камешки, вдалеке что-то поскрипывает. Раз за разом. Раз за разом. Мы знаем, что людей здесь нет... Пальцы сжимают подернутый ржавчиной автомат, напряжение такое, что аж побелели костяшки. Руки немного дрожат, опасности пока нет, но взбудораженное воображение рисует красочные картины. Найденные по пути трупы людей и даже монстров не прибавляют оптимизма. Вот металлическая площадка, обрывающаяся в бездну. На ней следы крови, ведущие как раз вниз… Частенько у бортиков и ограждений можно найти кости, оторванные головы или багровые лужи. Что-то здесь расправлялось с людьми молниеносно, оставляя зловещий красный автограф. С опасениями мы оглядываем каждый кусочек тоннеля, каждый квадратный сантиметр, осматриваем все — когда не знаешь, чего ждать, лучше быть готовым ко всему…
Внезапно раздается рык. Звериная агрессия, тревожное предупреждение. Звук нарастает, топот приближается. Тварь нападает сзади, разум сжимается от страха, ведь на затылке нет глаз, а неизвестная опасность может как быть чем угодно, так и сделать что угодно… Резкий маневр, мутант попадает в круг света, несколько вспышек, волнами расходится грохот очереди. Победа! Но какая? Темноту не убьешь, а повернуться к ней спиной все равно придется…
Самое радостное событие — найти кого-нибудь живого. Пусть союзник бесполезен в бою, но за него и жизнь отдашь. В путешествиях по подземке нам не раз будут помогать. Удивительно, ущербность главного героя не мешает спутникам иметь хоть и не глубокие, но убедительные характеры. Простоватый бандюган по кличке Бурбон — опытный ходок по тоннелям, сильный, выносливый, жестокий. За его колючей внешностью скрывается добрейшая натура. К нему даже спиной повернуться не страшно — он точно прикроет. Путешествие вдвоем, хоть Бурбон и твердит постоянно об опасностях, превращается в увлекательный поход. Вот, например, как с друзьями на стройку залезть. Не боязно же, а интересно. И все друг друга могут позвать в случае чего. Так и тут. Маленький мальчик, которого мы даже не увидим на экране, помогает. Пусть искусственный, но голос разгоняет тьму и одиночество.
…Но мы все равно часто будем оставаться лицом к лицу с разлагающимся миром. Простой переход по поверхности с напарником превращается в фестиваль ужаса — мост развалился, друзья остались на разных берегах. Ищем проход.
Наверху атмосфера уже другая. Да, тут тоже есть напряженность, нервы натягиваются в струну, укола ожидаешь отовсюду, но ведь светло! Плотные тучи ядерной зимы не скрывают солнце до конца, хотя даже в самые светлые мгновения весь мир угрюмо переливается всеми оттенками серого. Мертвый город пугает по-своему. Смотришь на руины, на зияющие дыры в земле, на брошенные и давно сгнившие машины, на привычные офисы и потускневшие вывески магазинов. За годы все изменилось — обветшало, покрылось тонкой пленкой тайны.
Узнаваемый мир — ловкий трюк. Если сделать все правильно, то интерес гарантирован — игрок будет выискивать параллели с нашим временем. Он будет прикидывать и представлять, что же здесь случилось. Почему посреди широкого проспекта пролегла огромная трещина, почему в небе машут кожистыми крыльями уродливые зубастые твари, почему в доме неподалеку, словно скульптура, замерз неудачливый сталкер… и почему огонь в очаге рядом с ним до сих пор горит? Тайны, тайны, тайны — тысячи вопросов. Одна лишь проржавевшая, развалившаяся, но скрипящая качелями на ветру детская площадка вызывает столько эмоций и любопытства, что обратно в тоннели — страшно. Там же столько всего можно наисследовать!
Я уверен, вы помните «Сталкера». Жутко атмосферная игра, особенно первая часть. Особенно если с душой подойти к процессу. Особенно если тебе лет 12-13. Забавно, да, но все знают, насколько популярен «Сталкер» (был). Часть славы этой обеспечила «полтергейстная» составляющая. Дело в том, что воображение-то хоть и допускает, что во мраке может твориться что-то выходящее за рамки, но разум эти дела пресекает мгновенно, загоняя итоговую картинку в рамки реальности. Другое дело — когда все непонятности и странности узаконены. Помните, может быть, набитые аномалиями и мутантами лаборатории с литерой «Х»? Или первую встречу с полтергейстом, когда ящики и бочки почему-то стали взлетать и больно бить по почкам и печени?
В «Метро 2033» тоже есть подобные сущности. Простые мутанты — это скучно. Никто же не страшится псевдособак или слепых псов. А вот бюреры или контролеры пугают. А почему? Главным образом за счет той же неизвестности — кто они такие, зачем им это все, что они могут? И тут мы идем по проклятому тоннелю, в руке слабый фонарик, тишина абсолютная, трупы, кости, разбросанное снаряжение, кровь, гильзы… Вдруг на полу вытягивается тень — будто перед фонарем встал ребенок. Мы слышим голос, он зовет маму, но на самом деле тут никого нет! Таким вот простым действием (и технически, кстати, тоже) игра разрешает воображаемым страхам принимать немыслимые формы. Одиночество и всякая чертовщина, которая может произойти — достаточный повод, чтобы не выключать свет никогда.
Как писали на одном сайте про «Метро 2033», «в этой игре есть стэлс». Все равно что сказать про музыку, что в ней есть звуки. Рассказывать про оружие, миссии, задания и графику в этих подземельях — мало толку, это просто не нужно. Не ради этих мелочей мы отправляемся в виртуальные миры. Неужели когда в Зоне вы представляли себя сталкером хоть на мгновение, вы думали о том, что на вагонах у завода «Агропром» текстуре недостает высокой четкости, а пистолетов слишком мало? Не поверю.
Плевать на мелочи — у нас есть роль. Мы берем под управление молчаливого Артема, который не принимает решений (боевик-то линейный), не ведет бесед и моральный выбор у него один единственный (в финальной сцене делит игру на две концовки). Сюжет — тупой, с литературной точки зрения чуть ли не бездарный, но и черт с ним, зато мир есть. Вокруг детально, до мелочей, до последней пылинки проработанное окружение — оно уже создает эмоцию. «Метро 2033» заставляет пережить путешествие по враждебным тоннелям, холодной поверхности, проклятым станциям… Десять минут — и уже чувствуешь на себе происходящее. И чувство это такое острое, что хочется свободы и собственных решений. Хочется влиять на мир, хочется исследовать его без ограничений на уровни, главы и задания. Но как-то сама собой всплывает история с разработкой «Сталкера». Второй раз такого не надо никому. Уж лучше коридорная стрелялка, чем годы «завтраков».
Надеюсь, мне хоть немного удалось передать то самое настроение. А если решите играть (или повторять), то подойдите к процессу серьезно. Это — не развлечение, а новый жизненный опыт. Как бы пафосно и глупо ни звучало. Я практически умоляю вас — не портьте себе впечатление. Постарайтесь сконцентрироваться. Подождите ночи, выключите весь свет, выгоните родственников, друзей и отгородитесь от всего остального. Отключитесь от нашего мира. И только после этого начинайте прохождение. Как думаете, сколько вам понадобится времени, чтобы заметить, что тьма вокруг очень натурально продолжает черноту по краям экрана?..
Плюсы: атмосферность; сеттинг; страх; темнота; ощущение одиночества; эмоциональность; тайны. Минусы: хочется свободы, как в «Сталкере»; сюжет не имеет художественной ценности, характер главного героя не раскрывается, но и не формируется; неуместная реклама портит атмосферу.
Автор: Ярослав "Kai" Шалашов Информация взята с: StopGame
Ну, а теперь, чуток от себя, о плюсах и минусах Метро 2033: Да, мир этой игры красив и необычен. Московский метрополитен, после ядерной войны (или какая там война была?). Почти всегда нас преследует мрак, узкие туннели, шагая по которым, думаешь «Мама, когда же это кончиться?!», а в спину дышат кровожадные монстры, которые уже обговаривают, кому какой кусочек тебя достанется. За встречу с любым живым человеком ты готов душу Дьяволу продать. Пусть тот будет не боеспособен, пусть он палит в тебя без конца, но это же, в конце то концов, человек, а не какая-то тварь зубастая! Ладно, если бы было как в «Сталкере», о котором сейчас, наверное, каждый школьник знает. Стреляй, сколько захочешь, патроны-то почти бесконечны, а если что, то десяток другой можно с трупа подобрать! Используй аптечки, пока не сдохнешь, ведь в рюкзаке у тебя их штук тридцать! А на счет темноты можешь не бояться, в фонарике у тебя стоит хваленая нано-батарейка «Дюрасел»! Но в Метро 2033 все не так! Боеприпасы на вес золота (в прямом смысле), и приходится экономить каждый патрон, ведь, возможно именно он спасет тебе жизнь в определенный момент. А с трупа много их не выпадет, пару штучек, максимум, десяток. Да и аптечки тоже, придется поэкономить. Ведь и они стоят дорого. Так еще их можно с собой взять определенное количество. Тоже касается и динамитов, заменяющих гранаты, и метательных ножей, выступающих в роли одного из видов бесшумного оружия, и некоторых других предметов снаряжения. В игре присутствует некий мини-генератор, который герой везде носит с собой. И правильно делает! Эта вещица заряжает фонарик ГГ, и позволяет ему не обделаться во время своего пути, который пропитан непроглядной тьмой. Неожиданность! На мой взгляд, это одна из главных особенностей игры. Вот, идешь ты по безлюдному тоннелю, или по вымершей станции. До тебя доносятся чьи-то крики, плач, рык… маты. С опаской оглядываешься по сторонам, целясь в пустоту, думая, что там кто-то есть, создавая у себя в голове образы твоего врага, и мысленно представляя его в том месте, куда ты целишься. Бац, и сзади на тебя кто-то набрасывается! Ты выпускаешь всю обойму в пустоту, от произошедшего чуть ли не падаешь со стула, уже готовишься заорать матом, разбить свой комп в дребезги!.. Но успокаиваешься, и, переведя дух, продолжаешь играть. Вот такую шутку может сыграть с нами эта игра. Особенно стерегитесь Великую библиотеку, и еще пару местечек в Метро 2033. Бой! Вы бы видели, какие сражения в этой игре! Ну, прелестно, прелестно! Ну, а теперь объясню мою реакцию, когда заканчивается любой бой в Метро 2033. Начнем с того, что разработчики дали игрокам два пути: перебить всех врагов втихаря, или же, устроить зрелищное сражение, не пытаясь скрыться (максимум, укрыться для того, чтобы полечиться, и перезарядиться). Хотя, оба варианта будут настоящими зрелищами для игрока. Благодаря первому ведению боя можно подумать, что Артем, главный герой, настоящий ассасин! Так метко метает ножи в противника, так умело прячется во тьме, незаметно отключает или разбивает любые источники света, и аккурат проходит мимо всех ловушек, что аж слов нет! Кстати, для тихого введения боя в игре разработчики подарили нам специальный костюм, с ПНВ, легкий, удобный, и пару стволов с глушителями. Не одними же ножами нам бороться с фашистами, русскими, и солдатами Ганзы, если мы хотим сделать все по-тихому? Ну, а для любителей «пострелять, как можно больше», есть открытый стиль боя. Не надо выжидать, пока противник подойдет к тебе, чтобы тихо убрать его, не нужно попросту тратить патроны на лампочки, чтобы сотворить темноту. Бери свой верный АК (или еще что) и отстреливай противника, как движущиеся мишени в тире. Но не забывай об экономии патрон! Они ведь не бесконечны. Для такого варианта сражений у нас есть специальный костюм, с хорошей защитой, но слишком громоздкий, и парочка эффективных, но шумных стволов. Эх, а как же реалистична отдача при стрельбе из АК, дробовиков, или револьверов! Ну просто неописуемый кайф. А то, как качает героя после взрыва гранаты, или на ветру, когда Артем выбирается на поверхность. Или после удара какой-нибудь твари? А те моменты, когда мутант прыгает на тебя, и приходится вовремя клацать по определенной кнопке. Это просто неимоверно! Итак, в Метро 2033 полно таких замечательных моментов, приносящих наслаждение игроку. Их можно перечислять и перечислять, но для этого придется потратить немало времени.
Выше были приведены лишь часть (а то и меньше) плюсов игры Метро 2033. Если заметили какую-то ошибку в тексте (грамматическую, смысловую, огфографическую) пишите в этой теме, или же мне в ЛС. Завтра, возможно, выложу минусы Метро 2033
Сообщение отредактировал Арбалет - Суббота, 01.10.2011, 19:11
Недавно установил и сыграл. Игра хорошая, интересная, но сюжет книги сильно перелопачен. Впрочем, перенести события книги в игру гораздо сложнее, чем игры - в книгу. Мой блог
Есть минусы. Сюжет гуано. Не дали побродить по Полису. Недостаток моделей НПС. Неотбалансированный до конца режим "Хардкор", а именно: подбираешь автоматный рожок, а тебе добавляется лишь единичка. Но по сравнению со Сталкером игра просто чумачечная.
Quote
Один из немногих недостатков: на более высоких сложностях прицела нет - можно подумать, этот параметр, которому стоит ставить приоритеты.
Нубы такие нубы. Если закрыть глаза на вышеупомянутую недоработку, то истинные самураи играют только на "сталкер хардкоре".
Сообщение отредактировал Renson - Среда, 05.10.2011, 19:02
Очень большой плюс: есть дробовик, прикладом которого можно бить как дубиной. Хотите смейтесь, а меня (точнее - Артема) однажды это спасло и помогло в борьбе против трех упырей, поскольку патрона тогда не осталось НИ ОДНОГО.
Quote (Renson)
Нубы такие нубы. Если закрыть глаза на вышеупомянутую недоработку, то истинные самураи играют только на "сталкер хардкоре".
Линию фронта вполне можно пройти без единого убийства, тратя патроны только на разбивание лампочек. Советую проапгрейтить револьвер до приклада, оптики и глушителя - как раз очень пригодиться.
Моррок, перед отправкой на линию фронта. Ну, на станции, то есть. Renson, на счет сюжета согласен. Некоторые моменты из книги расширили, и превратили в полноценные уровни. А другие моменты и персонажи, безжалостно были вырезаны из игры. Например, тот же Данила, люди, путешествующие с тобой по Д-6. Эх, как бы хотелось увидеть в игре момент, когда группа сталкеров укрылась от этой слизи на крыше вагона, и когда по очереди начали прыгать в эту тварь. Или Детей Червя! Точно! Как хочется повоевать против, с одной стороны неопасных, а с другой, просто-напросто непроходимых людей-зомби.
Итак, чем Метро 2033 может похвастаться, я уже рассказал (хотя и перечислил не все). Теперь рассмотрим то, за что игру можно ругать, а точнее, за что можно ругать 4A Games. Замечали ли вы когда-нибудь (вопрос к тем, кто играл в игру), как медленно, словно не желая, падают убитые противники (в частности, люди)? Прям «Матрица» какая-то! Ты можешь в упор выстрелить в этого уклоняющегося от пуль Нео, но он все равно не будет падать быстрее. Как по-вашему, это минус. На мой взгляд – да! А сейчас, моя любимая недоработка в игре. Вот, бежит ребенок по коридору, впереди поворот. Мальчуган останавливается перед поворотом, забавно болтая своими ручонками, поворачивается, словно ему физрук прошептал на ухо: «Налево, раз-два!» и бежит дальше. Или когда персонаж хочет сесть на стул… Он сперва подойдет к нему, постоит пару мгновений, а потом только сядет. Ну, точно роботы! Не могут делать все, как нормальные люди! Да, таких моментов в игре полным-полно. Минус! Теперь, давайте включим игру с самого начала. Немного перемотаем до того момента, когда Артем с Мельником отстреляли тварей, и теперь нужно открыть дверь. В одиночку у вашего напарника не получается ничего, и он просит помощи. Вы подходите, Мельник вам говорит «Тянем вместе». Можете подождать еще пару секунд, он снова скажет «Тянем вместе». Постойте минуты две-три, слова не изменятся! Да хоть все время там стойте, пока кислород не кончиться, он будет повторять вам «Тянем вместе»! Так и с другими персонажами! Наверное, разработчики поленились сделать, как в той старой доброй CoD – не выполняешь приказ, миссия провалена. Ты не можешь стоять без дела рядом с той же дверью, которую нужно открыть, вечно. Пару минут, и все! Задание провалено! Вали к контрольной точке! Так что, на счет таких моментов – незачет. Безжалостный пиар-ход разработчиков. Почти везде нас в буквальном смысле преследуют плакаты Метро 2033, с надписями «Каждый месяц – новая книга», и книги серии. Вот мы отправляемся на передовую, воевать с фашистами и красными одновременно. Залазим в дрезину, точнее, в ее «багажный отсек», и видим перед собой книгу Метро 2033. Разработчики даже не дали шансов не смотреть на произведение, поскольку, даже отворачиваясь, мы будем видеть книгу. Собственно, есть еще несколько мелких недостатков, но на них даже внимания обращать не хочется, ведь, игра получилась поистине хорошей. Жуткие перестрелки с людьми и кровожадными монстрами, путешествия по темным тоннелям московского метро, незабываемый подъем на Останкинскую башню – все это гарантированно останется в вашей памяти на большой срок времени, если не навечно. Даже те персонажи, в компании которых проводишь не больше пяти минут, надолго запомнятся вам, в отличие от некоторых вечных персонажей Assasin Crid, или Mass Effect 2. Так что, если вы до сих пор по каким-то причинам не поиграли в Метро 2033, быстро исправляйтесь, потому что подобные игры нынче редкость.